Немного истории

2333.jpgДавайте окунемся немного в историю: первый Оренбургский платок связала в 1770 году Алена Денисьевна Рычкова, жена Петра Ивановича Рычкова известного русского историка и экономиста, выдающегося исследователя Оренбургского края.
Но шарфы и поддевки из козьего пуха давно уже были в обиходе у коренный жителей здешних мест. Сделаны они были сплошной "глухой" вязкой, хорошо держали тепло пронизывающем, зимнем ветру, но вид их был грубоват и непривлекателен. С легкой и доброй руки Алены Денисьевны, реформировавшей этот народный промысел, удивительному искусству вязать ажурные шали с художественным орнаментом выучились многие казачки из окрестных станиц, а потом, переходя из двора во двор, из селения в селение, это рукоделие распространялось по всему краю, а сам платок стал неповторимой достопримечательностью Оренбуржья.
Первые исследователи промысла считают 15 век датой рождения пуховязания, к сожалению то далекое время не оставило нам каких-либо фактов и имен. Известно лишь, что первыми освоили искусство вязания из козьего пуха кочевые племена калмыков, населявших юго-восточные степи Урала.
Итак, первым исследователем зарождающегося промысла принято считать Петра Ивановича Рычкова.
Во второй половине 19 века стали появляться Оренбургские платки на международных столичных выставках. В архиве музея изобразительных искусств сохранились документы конца 19 века - каталог Всероссийской промышленно - художественной выставки, бывшей в 1882 году в Москве. В нем значатся имена оренбургских мастеров, среди которых несколько вязальщиц.
Во второй половине 19 века лучшими мастерицами считались послушницы женского монастыря в самом Оренбурге.
В промысле, уже начиная с 19 века, существовало разделение труда. Так лучшими пряхами считались татарки.
Казачки часто нанимали их и считали чрезвычайно важным, чтобы весь пух был спряден одной мастерицей. Вязали же платки искусней всего казачки. Со второй половины 19 века; кроме пряжи ручного прядения, стали использовать машинную. Платки, связанные из такой пряжи, были тяжелее и плотнее чисто ручных и пользовались особым спросом в Сибири, хотя в магазинах Петербурга и Москвы их охотно приобретали. По данным 1908 г. Только в трех отделах казачьего войска насчитывалось 12470 вязальщиц (сейчас их на всей области 10500). За один только год ими было связано 35880 платков. Лучшим считали киргизский пух, на втором месте башкирский и каргалинский. Причем серый пух дороже белого. Часто пух подкрашивали, чтобы подороже его продать. Но знатоки отличали крашеный пух от натурального серого пуха. О значении промысла казачьих семей писали: "Все женщины из дохода от платков сами себя одевают и обувают круглый год женихов".
С 1926 года производство платков организуется в артели. В 1930 году начинает работать в стране первая пуховязальная фабрика, использующая механический способ обработки пуха и изготовления платков. В 1938 г. Все артели были объединены в облтрикотажпромсоюз, который в 1960 г. переименовался в Комбинат оренбургских пуховых платков.
Нельзя не сказать об Оренбургском пуховом платке, как о произведении искусства, который поражает своей красотой и разнообразием рисунков и орнаментов. Композиционный строй узора, ассоциативные названия традиционных рисунков передают своего рода реальную картину мира. В узорах и орнаментах мастерицы отражают окружающею природу, особенности своего быта. Уже один перечень названия традиционных Оренбургских рисунков обладает своеобразным колоритом: "ягодка", "змейка", "пшенка", "горох", "мушки", "соты", "рыбки", "пилки", "косорядки", "корольки", "кошачьи лапки", "деревце" и т.д.
Огромное значение Оренбургский пуховый платок сыграл в творчестве деятелей культуры и искусства нашего края.
Оренбургский государственный академический русский народный хор является ярким исполнителем народных, казачьих песен.
Лучшими номерами хора являются старинные песни, услышанные и записанные в казачьих станицах, много раз спетыми Оренбургскими пуховницами. Песню Г.Пономаренко на слова В.Бокова "Оренбургский пуховый платок" Женская группа хора поет свободно, с трепетной нежностью, на одном дыхании. Вот что написала об этом пресса: "Чуть подвинут темп, своя, какая-то особая, будто детская манера исполнения, и песня становится картиной: представляется теплый уют избы и девушка - ласковая, хлопотливая, а тихое звучание хора - как снег и морозная россыпь на окнах, подсказавший узор белому кружеву Оренбургских платков, накинутых на плечи девушек".
Своеобразно отразила в своем творчестве Оренбургский пуховый платок художник Алла Васильченко, член Оренбургского союза художников с 1993 г.
Изучив технику платка, его узоры, орнамент, художница поняла, что - пуховый платок - и есть предмет ее исканий.
Трансформация платка в необычные ажурные картины произошла не сразу. Долгие и сосредоточенные поиски привели к созданию новой формы, получившей статус декоративного панно.
В него она перенесла основные принципы платочного вязания, справедливо полагая, что не только материал, но и технология, бережно сохраненная в произведении современного декоративного искусства, позволяет ему остаться на уровне драгоценного реликва. Орнаментика, выводимая на поля платка, приобрела ее в панно первостепенную значимость и стала главным изобразительным мотивом.
Заслуженный художник России, член оренбургского союза художников скульптор Н.Г.Петина, также не обошла стороной Оренбургский пуховый платок.
Много лет присматриваясь к мастерицам - рукодельницам, из пуховой легкой нити создающим чудо, Надежда Гавриловна отобразила их в своем творчестве. Она внимательно и точно передала в скульптуре размерный, сосредоточенный труд пуховниц, выразительность их движений.
Неторопливый, медленный ритм движений, плавный изгиб платка, складок одежд девушек, оживающем в легком, как дыхание прикосновение рук мастериц, усиливает значимость, важность происходящего.
Огромное значение нашего края сыграл Оренбургский пуховый платок. Велик его вклад в богатое наследие, традиции и обычаи нашей Родины. Приобретя известность в нашей стране, платок стал уникальным сувениром, который с огромным удовольствием приобретают туристы из многих стран, приезжая в наш край.

Заказ в один клик